Стало известно, как россияне покупали онлайн в 2019 году

Дата публикации: 13.12.2019

Об этом говорится в ежегодном исследовании GfK и «Яндекс.Маркета». В его рамках компании опросили пользователей интернета в возрасте 16–55 лет.

В «Яндекс.Маркете» и GfK говорят, что за последние пять лет количество жителей РФ, которые покупают в интернете, увеличилось в два раза. В 2015 году доля тех, кто делал заказ в онлайн-магазине хотя бы раз в полгода, составляла 21% от всех пользователей Рунета. В 2019-м таких было уже 42%. Более всего онлайн-шопинг распространен в Москве: 60% горожан совершали интернет-покупки в последние полгода.

Опрошенные отметили, что онлайн-шопинг они выбирают из-за возможности сравнить цены. Также соотечественники уверены: товары в интернет-магазинах дешевле, чем в традиционных. Они указывают и на возможность изучить отзывы других покупателей онлайн. Почти половине россиян важно экономить время и усилия. Для совершения онлайн-покупок никуда не нужно ездить, все необходимое можно купить в любое время.

Вместе с тем, есть немало россиян, которые онлайн-шопинг не считают привлекательным. 65% респондентов причиной для отказа от покупок в интернете стало отсутствие возможности потрогать или примерить вещь, 46% опасаются некачественного товара.

Исследователи выяснили, что все чаще потребители делают онлайн-покупки с мобильных устройств. Год за годом число тех, кто заказывает из десктоп-версий онлайн-магазинов, уменьшается. Если в 2014 году доля тех, кто хотя бы раз сделал покупку через смартфон, была менее 2%, то сегодня таких уже 32%. За последние шесть лет доля покупателей, пользующихся компьютером для покупок, сократилась на 29 п.п., до 62%. Среди пользователей младше 30 лет последнюю покупку со смартфона оформил каждый второй. Через смартфон чаще склонны покупать женщины — 37 против 26% среди мужчин.

В 2019 году 90% опрошенных сделали онлайн-заказ на российской площадке. Но заказывают товары и из-за границы. Лидер по трансграничным покупкам — Китай, на интернет-площадках которого делали заказы 73% респондентов. Онлайн-площадки других стран выбрали только 29%. Годом ранее в Китае заказывали 70% покупателей и 26% в других странах, соответственно.

Выбор в пользу зарубежных площадок две трети потребителей объяснили тем, что аналогичные товары там стоят дешевле, чем в России. Треть россиян также считают, что там более широкий выбор и можно найти уникальные вещи.

Исследование также показало, что количество людей, совершающих покупки в социальных сетях, за прошедший год не изменилось — 23%. Но произошло изменение в топ-3 популярных социальных сетей для покупок. На первом месте по-прежнему «ВКонтакте» (там покупают 65% пользователей, которые совершают покупки в соцсетях), на второе место переместилась платформа Instagram — ее выбрали 34% покупателей, а на третьем «Одноклассники».

Топ-15 популярных категорий с течением времени не претерпевает значительные изменения. Россиянам удобно покупать в онлайн-магазинах мобильные устройства и аксессуары к ним, одежду и обувь, а также средства личной гигиены. Более 30% добавили в этот список лекарства и БАДы, текстиль для дома, хозтовары, мебель, а также продукты и напитки (кроме готовых блюд и алкоголя).

По частоте заказов в лидерах находятся категории «продукты и напитки» (среднее число заказов — 6,6 раз в год), «лекарства и БАДы» (4,7), а также «алкоголь» (4,4). Законодательная база для торговли лекарственными средствами и алкоголем в России еще только готовится, законопроекты, разрешающие ее, не приняты.

В 2019 году в сравнении с прошлым годом средний чек в российских онлайн-магазинах сократился на 8,5%, до 1739 руб. Зато он вырос в зарубежных — в китайских онлайн-магазинах он составлял 600 руб. (560 руб. годом ранее), а на торговых площадках других стран — 2,8 тыс. руб. (2,5 тыс. руб.).

Источник: new-retail.ru