Роботы в в российских сетях

По оценкам Juniper Research, розничные торговцы к 2023 году инвестируют в технологии искусственного интеллекта около $12 млрд. Большая часть этих расходов приходится на решение задач в складских помещениях, но всё чаще ритейлеры инвестируют в роботов, предназначенных для работы в торговом зале. Предлагаем обзор роботов-консультантов и роботов-мерчандайзеров, которые уже появились в известных российских торговых сетях.

В 2017 году торговая сеть OBI внедрила торгового робота-консультанта в гипермаркете «OBI Новая Рига». По задумке компании, машина с искусственным интеллектом должна была хорошо ориентироваться в ассортименте магазина и помогать посетителям в выборе товаров. Однако информации о дальнейшем развитии проекта от руководства сети не поступало.

В том же году в семи гипермаркетах «Лента» заработали роботы-промоутеры Promobot. Умные машины, передвигаясь по залу, знакомят посетителей с акциями и скидками, предлагают попробовать новинки и демонстрируют промо-материалы. Роботы распознают речь, отвечают на базовые вопросы покупателей, демонстрируют видеоматериалы, а также запоминают лица и при повторной встрече приветствуют постоянных посетителей. Так же, как и в OBI, дальнейшего распространения техническая новинка не получила.
В одном из магазинов сети «220 Вольт» появился робот-переводчик Кувват. Он умеет переводить с таджикского и узбекского на русский: устройство понимает устную речь и отображает перевод на экране. В торговые точки часто заходят трудовые мигранты из стран СНГ, которым бывает трудно объясняться с продавцом. Кувват призван помочь сотрудникам общаться с потенциальными покупателями.

Не всех роботов ждет успех:

В одном из продуктовых магазинов сети Margiotta в Шотландии в качестве эксперимента установили роботов Фабио. Робот-консультант передвигался в проходах, преследуя посетителей речёвками промо-акций и предлагая сделать селфи. Посетители стали жаловаться на робота, называя его бесполезным и навязчивым. Фабио убрали в угол, чтобы он раздавал бесплатные образцы колбас, но даже там клиенты не подходили к электронному промоутеру. Эксперимент провалился.

Действительно, по данным исследования компании Oracle NetSuite (2019), оказалось, что 95% потребителей не хотят общаться с роботом или чат-ботом во время покупок в магазине или в интернете. Однако в этом исследовании нет разбивки респондентов по возрастам, поэтому трудно сказать, кто именно реагировал подобным образом. Возможно, с ростом количества миллениалов и поколения Z в общем срезе покупателей отношение к высоким технологиям будет меняться.

 

Источник