Ключевые тенденции рынка продуктового ритейла в 2018 году

1. Макроэкономика. Для 2018 года был характерен рост ВВП достаточно высокими темпами (+2,3%) и максимальный с 2014 года рост оборота розничной торговли (+2,6%). Однако предпосылок для явного улучшения ситуации нет – реальные доходы населения сокращаются уже пять лет подряд, а качество роста ВВП вызывает сомнения. К сожалению, пока нельзя однозначно сказать о том, что кризис, начавшийся в 2014 году, преодолен, а негативные эффекты от повышения НДС в 2019 году позволяют с высокой долей уверенности говорить о том, что 2019 год станет еще более сложным, чем 2018.

2. Рынок. Российский рынок продуктового ритейла пережил в 2018 году большое количество потрясений – от масштабных кадровых перестановок до анонса крупнейшей сделки по слиянию сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное и Белое». Судя по масштабам закрытия сетей, рынок продолжит консолидироваться ускоренными темпами и в 2019 году – ряд сетей, входящих в топ-20 готовы к слияниям с конкурентами, а существенное количество игроков из топ-100 вполне возможно прекратят свою работу в наступающем году.

3. Форматы. Наилучшим форматом по объемам прироста выручки в абсолютном выражении вновь стал формат «магазин у дома», в рамках которого произошли следующие существенные изменения («Пятерочка» обошла «Магнит» по количеству магазинов и достигла оборота в 1,2 трлн руб., а по абсолютному приросту магазинов лидером стала алкогольная сеть «Красное и Белое»). Оборот сегмента достиг 5,2 млрд руб.

Формат «гипермаркет» продолжает трансформироваться – «Ашан» представил свою новую концепцию формата «одастор», «Карусель» занималась реновацией действующих магазинов, «Магнит» вовсе отказался от гипермаркетов в своей новой стратегии, а «О’кей» открывал магазины в новых локациях. В среднем по топ-10 крупнейших сетей гипермаркетов в 2018 году ожидается сокращение оборота, вызванное проблемами Metro Cash & Carry, «Ашана» и «О’кей»; выручка лидера сегмента «Ленты» выросла на 11,5% (только продажи гипермаркетов).

Флагман формата «супермаркет» «Перекресток» продолжил расти двухзначными темпами, обогнав по темпам роста даже «Пятерочку». «Магнит», сделавший в новой стратегии ставку на магазины малых форматов, планирует составить конкуренцию «Перекрестку» - сейчас на супермаркеты X5 приходится около 7% продаж формата супермаркет, на «Магнит» - около 6,3%. Значительный прирост количества магазинов по итогам года характерен для Billa, существенно выросли продажи в супермаркетах «Лента».

Наилучшим форматом по относительным темпам прироста стали жесткие дискаунтеры (формально, данный сегмент еще не оформился в полной мере в России), но продажи «Светофора», «Да!» и других представителей формата растут быстрее всех в относительном выражении. «Светофор» в конце 2018 года вышел на рынок «Румынии», а в январе 2019 года открыл первый магазин под брендом Mere в Германии. Впрочем, объем сегмента пока составляет менее 500 млрд руб., а эффективность продаж с квадратного метра и маржинальность бизнеса делают его менее интересным для крупнейших сетей.

4. Планы крупнейших игроков. Большая часть игроков понимает все сложности, которые возникнут перед ними в 2019 году – повышение НДС и отсутствие роста реальных доходов населения приведет к снижению потребительского спроса. Во многом поэтому ряд крупнейших игроков заявил о сокращении планов по открытиям магазинов (а чаще всего, речь шла о переносе открытий на 2020 и более поздние годы) на 2019 год. X5 Retail Group в наступившем году планирует открыть 2000 магазинов, «Магнит» приступит к полноценной реализации стратегии в 2020 году, а в 2019 году будет плотно работать над корректировкой ценностного предложения, а также откроет небольшие магазины в отделениях «Почты России». В планах «Ленты» также замедление органического роста. Вероятно, потребуется время на реализацию совместных решений объединяемому ритейл-гиганту из «Дикси», «Бристоля» и «Красного и Белого», заявляли об отложенных планах по открытию магазинов «Ашан» и «О’кей». В 2019 году следует ожидать умеренного прироста действующих магазинов у крупнейших сетей, однако за счет более высокой инфляции, а также открытий конца 2018 года, ряд игроков смогут сохранить прежние темпы прироста.

5. Потребительское поведение. Согласно проведенному опросу, потребители по-прежнему склонны к экономии и, соответственно, роль промо и спецпредложений по-прежнему очень высока (около 50% респондентов обращают внимание на промо, еще 40% просто выбирают товары, которые дешевле). СТМ вступает в конкуренцию с промотируемыми товарами и часто оказывается проигравшим, хотя доля СТМ по-прежнему растет (ожидается рост до 7,3% по итогам 2018 года), хоть и меньшими темпами (12,3% против 14% годом ранее). Программы лояльности все более важный инструмент для работы с потребителем, 87% покупателей в возрасте от 18 до 70 лет имели дело с программами лояльности, но лишь 60% пользуются ими более или менее постоянно. Способы/каналы взаимодействия с аудиторией: карты лояльности (50%), рекламные буклеты (26%), смс (22%).

 

6. IT и новые технологии. 2017-2018 гг. стали временем активных инвестиций крупнейших сетей в IT, и эта тенденция продолжится и в 2019 году. Объем инвестиций крупнейших ритейлеров в новые технологии по итогам 2018 года превысил 55 млрд руб. и продолжит расти. Ключевые технологии и направления, развиваемые ритейлерами – «большие данные» и персонализация; компьютерное зрение и видеоаналитика; омниканальность, мобильные приложения и интернет-торговля; автоматизация процессов и прогнозирование спроса. Для тестирования новых технологий сети продолжают активно взаимодействовать с акселераторами и даже создают свои, а также запускают новые технологии в тестовых магазинах.  

Источник: РБК